Среди окружающих нас текстильных материалов немало таких, чей возраст исчисляется тысячелетиями. Однако в литературе нередко упоминается ткань, имя которой ничего не говорит нашим современникам, оставляя тем самым замысел писателя не полностью раскрытым. К таким материалам относится бареж, который долгое время использовался в крестьянском быту, пережил блистательный триумф, затем исчез из употребления. Как ни парадоксально, косвенной причиной этого стал повышенный спрос на него.
Бареж – это небольшое поселение во французских Пиренеях, жители которого изготовляли легкое домотканое полотно для собственной одежды и бытовых нужд. В отличие от большинства кустарных полотен, бареж ткали методом газового переплетения и он был прозрачным. Конец XVIII века и переход от фижм и корсетов к свободным женским платьям и покрывалам вызвал настоящий бум спроса на легкую прозрачную ткань. Бареж стали изготовлять промышленным способам и применять для него дорогой шелк. Очень мягкий полупрозрачный текстиль светлых оттенков или с нежными цветными разводами моментально стал очень востребованным. Высокая цена барежевого платья или шали наряду с их малой прочностью стала символом роскоши и возможности часто менять дорогие туалеты – грибоедовская барышня с упоением хвасталась барежевым шарфом.
Однако шелковый бареж был доступен немногим. Для расширения продаж изготовители применили старый испытанный способ – удешевление сырья. Шелковая основа в сочетании с хлопчатобумажным утком сделала барежевые изделия более дешевыми, менее роскошными (такое платье носит в деревне описанная Тургеневым богатая помещица Одинцова)– и все столь же непрочными. Продвигаясь дальше в увеличении покупательского спроса, изготовители не стали отказываться от шелка, но резко снизили его качество. Барежевые платья стали считаться непритязательными, о чем можно прочесть в чеховской «Свадьбе». Именно это стало причиной резкого уменьшения спроса на данную ткань — модниц отталкивала ее обыденность, практичных хозяек – непрочность. В результате производство этого материала прекратилось, и барежевое платье помещицы в «Суходоле» Бунина (1911 г.) говорит о ее крайней бедности. Встретиться с барежем сейчас мы можем только на книжных страницах.