Огромный ассортимент тканей классифицируют по нескольким признакам:
- по составу;
- по способу переплетения;
- по назначению;
- по сезону;
- по отделке.
Чаще всего для пошива одежды и предметов быта используют натуральные и смешанные ткани. Группа материалов из естественных волокон включает такие виды:
- шелковые;
- хлопчатобумажные;
- шерстяные;
- хлопковые.
Название материалов может быть одинаковым, а состав ткани совершенно отличаться. Это объясняется тем, что материал часто называют по способу переплетения, а одно и то же переплетение используется для всех типов сырья.
Рассмотрим, какие бывают ткани из природных волокон.
Шелковая группа
Название тканей и их развернутые характеристики можно увидеть в нашей колонке «От А до Я». Стоит различать натуральный и искусственный шелк, поскольку данная группа включает материалы не только из чистого шелка, но и из смешанного и полностью синтетического сырья. Причем доля шелка из химических волокон составляет более 90%. Это связано не только с прогрессом в текстильной промышленности, но и с высокой ценой натурального шелка.
Характеристика тканей из шелка обычно ограничивается описанием внешнего вида. Материал из шелковых нитей действительно очень привлекателен: он блестит и переливается на солнце, легкий, мягкий и приятный на ощупь. Кроме того, шелк обладает высокими утилитарными свойствами: гигроскопичность, малая усадка, хорошо драпируется. Это легкая, упругая и прочная материя.
Производство ткани из шелка — очень трудоемкий и затратный процесс, поэтому натуральный материал имеет большую себестоимость и высоко ценится на рынке. Сырьем для получения шелковых нитей являются коконы тутового шелкопряда. Сначала выращивают гусениц, которые через несколько недель плетут коконы. Потом их опускают в кипяток и аккуратно разматывают. Получается матовая желтоватая нить.
Для изготовления шелка используют такие виды переплетений:
- Атласное. Материал, полученный таким переплетением, его еще называют сатиновым, имеет матовую изнанку и гладкую лицевую поверхность с блеском. Недостатком является повышенная сыпучесть и скольжение при раскрое. Различными комбинациями атласного переплетения получают атласы, сатины.
- Полотняное. Этот способ позволяет корректировать плотность ткани путем увеличения числа нитей на дюйм. Чем их больше, тем более плотная материя получается на выходе. Название тканей полотняного переплетения: крепдешин, креп-жоржет, шифон, туаль.
- Саржевое. Нити пересекаются с асимметричным сдвигом, поэтому по всей лицевой поверхности явно виден диагональный мелкий рубчик. Используется для изготовления подкладочных материалов, нательного и постельного белья.
- Мелкоузорчатое. Производное от основных видов переплетения. Оно дает материал в рубчик, диагональ или «елочку».
- Крупноузорчатое. Более известное название тканей крупноузорчатого переплетения — жаккард. Его ткут на специальных машинах с компьютерными программами. Получается материя с рельефными узорами самых различных видов.
- Комбинированное. Сочетание различных видов переплетения позволяет улучшить те или иные качества ткани.
По отделке и цветовому оформлению шелковые ткани могут быть отваренные, суровые, гладкокрашеные, пестротканые, отбеленные, набивные, тисненные и мулинированые.
По назначению шелк делят на подгруппы: платьевая, подкладочная, мебельно-декоративная, техническая, сорочечная, костюмная и блузочная.
Хлопчатобумажная группа
История ткани из хлопка насчитывает не одну тысячу лет. За это время ассортимент тканей расширился до 1000 наименований. Огромное распространение материал получил за такие свойства:
- гигроскопичность;
- низкая себестоимость;
- устойчивость к износу;
- мягкость;
- экологичность.
Недостатками хлопка являются высокая степень сминаемости и усадка. Чтобы убрать эти минусы, сырье для материала аппретируют или комбинируют с другими волокнами, в том числе синтетическими.
Производство тканей начинается со сбора коробочек хлопчатника. Из них затем извлекают хлопковые волокна, которые станут основой для нитей. Чем длиннее волокна, тем качественнее будет материал. Хлопковое сырье очищают и сортируют. Затем из них изготавливают нити. Плотность ткани зависит от толщины и способа кручения нитей.
Хлопковые нити проклеивают для предотвращения разрывов и усиления прочности. На прядильной фабрике производят непосредственно саму ткань. Большинство видов, составляющих ассортимент тканей из хлопка, ткут полотняным переплетением и его производными. Применяются также жаккардовое, мелкоузорчатое и другие виды переплетений. Первоначально полотно имеет белый цвет из-за отбеливания. После очищения от клея материал красят или наносят рисунок, если нужно получить ткань с принтом. Затем хлопок могут дополнительно обрабатывать.
По назначению хлопковая ткань делится на бытовую и техническую. Существует 17 групп хлопчатобумажных материалов: бельевая, одежная, полотенечная, платочная, подкладочная, тиковая, плательная, мебельно-декоративная, ворсовая, одеяльная, суровые ткани, ситцы, бязи, сатины, марля, упаковочные и технические ткани.
Ситцы изготавливают полотняным переплетением. Это гладкокрашеный материал или ткань с рисунком, полученным методом набивки.
Бязь — более плотная и грубая ткань за счет использования более толстых нитей. Получают полотняным переплетением. Этот вид подвергают сильному аппретированию для улучшения сопротивления к сминаемости и усадке.
Сатины ткут атласным или сатиновым переплетением. Лицевая поверхность гладкая. Эти виды ткани часто подвергаются мерсеризации. Это химическая обработка нитей, которая делает их более шелковистыми, мягкими и блестящими.
Наиболее понятной является классификация тканей из хлопка по сезонному признаку. Особенно это актуально для платьевой группы. В нее входят следующие виды:
- Демисезонные. Производство ткани осуществляется полотняным, саржевым и мелкоузорчатым переплетениями. Для демисезонных материалов характерен больший вес ткани, усиленная структура, толщина и прочность. Название тканей этой подгруппы часто совпадает с наименованиями шерстяных полотен. К демисезонным относят шотландку, креп, тафту, поплин, гарус, шерстянку, пике и другие.
- Летние. Чаще всего это легкая ткань светлой расцветки. Используемые переплетения: полотняное, жаккардовое, комбинированное. Ассортимент летних тканей включает: маркизет, батист, вуаль, перкаль и многие другие.
- Зимние. Обычно это ткань с ворсом или в рубчик. Ворсованная поверхность и повышенная плотность ткани получаются за счет применения начеса уточных нитей. В эту подгруппу входят такие наименования: фланель, байка, бумазея.
Из хлопковой нити может быть изготовлена как плотная, так и тонкая ткань. Разнообразие переплетений и использование нитей разной толщины позволяют получить нежнейшую вуаль и теплую байку. Название тканей часто совпадает с названиями материалов из шелка, шерсти или льна.
Шерстяная группа
Ассортимент этой группы включает ткани, изготовленные из шерсти животных. Чистошерстяными считаются материалы со 100% содержанием натурального сырья, но допускаются добавки других волокон и нитей не более 5%. Производство тканей ведется из овечьей, козьей и верблюжьей шерсти.
Основное свойство шерстяных тканей — способность сохранять тепло. Недостатками являются повышенная пылеемкость, накопление статического электричества, трудности при раскрое и пошиве изделий, требовательность в уходе.
Основная классификация тканей из шерсти осуществляется по виду применяемой пряжи и способу изготовления. Шерстяные материалы делят на такие основные виды:
- Камвольные. Вырабатывают из гребенной пряжи. Рисунок переплетения — открытый. Это довольно тонкая ткань, полученная полотняным, саржевым, креповым, жаккардовым переплетениями. Камвольная группа делится на три подгруппы: платьевые (крепы), костюмные (шевиоты, трико, бостоны, крепы) и пальтовые (габардины, коверкоты).
- Тонкосуконные. Производство ткани осуществляется из аппаратной тонкой пряжи. Это ткань с ворсом, закрывающим рисунок переплетения. Применяются полотняное, саржевое, мелкоузорчатое и многослойное переплетения. В эту подгруппу входят платьевые, костюмные и пальтовые ткани (драпы, сукна). В народе тонкосуконные материалы называют ткань рубчик. Плотность ткани затрудняет драпировку и раскрой.
- Грубосуконные. Изготавливают из толстой аппаратной пряжи. Чаще всего это рыхлая, плотная и грубая ткань. Используется для пошива спецодежды.
Льняная подгруппа
Льняные ткани обладают высокой прочностью, гигроскопичностью, теплопроводностью и устойчивостью к износам. Недостатки — сминаемость и трудности с отделкой. Лен применяют для изготовления постельного и столового белья, летней одежды.
По назначению лен делят на бытовые и технические ткани. Технические включают материалы для изготовления мешков, упаковки, холстов и чехлов. Материалы бытового назначения делят на следующие виды:
- Платьево-костюмные. Изготавливаются, в основном, полульняными. Производятся полотняным, мелкоузорчатым или комбинированным переплетениями.
- Бельевые. Применяют для изготовления нательного, постельного и столового белья. Основные виды переплетений — жаккардовое, полотняное и комбинированное.
- Мебельно-декоративные. Портьерные и мебельные ткани сложных переплетений. В большинстве случаев, это плотная материя с фактурной поверхностью (геометрические, фантазийные узоры или рубчик).
- Полотенечные. Сюда относятся жаккардовые, вафельные, махровые и атласные полотенца.
- Специальные. Плотная ткань полотняного переплетения, дополнительно усиленная по основе.
Название тканей изо льна часто перекликается с хлопковыми и шелковыми материалами. В ассортименте: батист, тик, бязь, гобелен, рогожка, виссон и другие.
Из смешанного и синтетического сырья
Тканые материалы часто изготавливают, сочетая разные виды волокон. Легкая промышленность изготавливает ткани как из смеси натуральных нитей, так и искусственных.
Производство тканей из шелка в большинстве случаев предполагает добавление к натуральному сырью химических волокон. Для изготовления различных вариантов шелка дополнительно применяют хлопок, шерсть, вискозу, капрон, лавсан, ацетатные и триацетатные волокна, полипропилен и многие другие.
При выборе материала стоит учитывать, что использование искусственных волокон дает более жесткий, плотный и тяжелый шелк. От натуральной ткани его выгодно отличает большая износоустойчивость, легкая драпировка и прочность. Недостатки — сильная сминаемость и подверженность усадке.
Синтетический шелк — это легкая ткань, которая не сминается, не дает усадку, не требует особого ухода и хорошо держит форму. Но искусственный шелк плохо впитывает и испаряет влагу, сложен в раскрое и пошиве.
Хлопок комбинируют с искусственными волокнами для получения материала с более высокими потребительскими свойствами. К натуральному сырью добавляют лавсан, капрон, вискозу, сиблон и другие. Из комбинированных волокон часто изготавливают костюмные и пальтовые ткани. Их ткут полотняным, саржевым и диагональным переплетениями. Поверхность — плотная, рельефная, в рубчик или ячейку. Ассортимент их очень широк: джинс, репс, саржа, диагональ, молескин, сукно, замша и т. д.
Полушерстяные ткани производят с добавлением волокон хлопка, льна, вискозы, капрона, лавсана, нитрона, полипропилена. Это позволяет получить материал повышенной износоустойчивости и теплозащиты. Химические волокна отвечают за облагороженный внешний вид и антистатический эффект.
Лен комбинируют с химическими волокнами для устранения жесткости, уменьшения сминаемости и усадки, улучшения способности к драпировке. Применяют вискозу, лавсан, капрон. Чистый лен — довольно грубая ткань, поэтому для его смягчения часто добавляют в состав пряжи хлопок.
очень хорошо
Здравствуйте! Помогите,пожалуйста разобраться, мы изготавливаем гамаки, ткань должна быть прочной, мягкой и подвижной, чтобы когда ложишься в гамак, он не казался дубовым. как характеризуется такая ткань. В интернете предлагают много тканей, но я не могу правильно объяснить, какое должно быть переплетение нитей для мягкости тканей. Помогите пожалуйста. Спасибо!
Здравствуйте, думаю самая оптимальная ткань для гамака, это холст. Существует огромное количество разновидностей этой ткани с различным переплетением нитей, начиная от непромокаемой холстовой ткани до мягкой холстовой ткани с переплетением «рогожка». Надеюсь я Вам помогла.
Спасибо!
Подскажите пожалуйста, что это за ткань ФУТЕР, состав её.
Футер — это трикотажное полотно.Состав может быть самый разный (100% х/б, х/б + пэ в разном соотношении,х/б +вискоза). Визуально можно определить по следующим признакам: лицевая сторона — лицевая гладь (вертикальные столбики петель), а изнаночная сторона -горизонтальные петли, начес, диагональные ряды петель (это в зависимости от способа вязки). Может быть 2-х нитка петля и начес, 3-х нитка петля и начес. Футер может быть гладкокрашенным (однотонным) или с принтом, нанесенным разными способами. Лучший футер — качество пенье или компакт пенье, связанный из нитей, которые выработаны из самых длинных волокон(до 30 см).
здравствуйте. подскажите пожалуйста, из какой ткани шить школьную форму?
Здравствуйте, Елена! Основное требование для материалов, из которых шьют одежду детям – это достаточно высокое содержание природных волокон. Вот в этой статье есть полный обзор по этому вопросу https://tkaninfo.ru/vybor/tkan-dlya-shkolnoj-formy-neprostoj-vybor.html
Вчера на подруге увидела весеннее пальто , которое сшила в ателье , и ткань пальто мне очень понравилась . Она была мягкая , гладкая , приятная на ощупь , не грубая ( ассоциации с пенопластом. Хорошо мялась. Может кто-то знает, что за ткань?
Это нужно было мне к исследовательской работы Спасибо
Какие ткани из химического производство бывают например: полистирол,акрил…
Хочу заняться пошивом костюма модели Дед Мороз и Снегурка,интересует ваше мнение о материалах разного ценового диапазона.
Добрый день, Вадим. Выбор ткани и других материалов зависит от того, для кого будут предназначены костюмы. Если вы планируете обслуживание массовых мероприятий и широкий прокат,или продажу, лучше остановиться на синтетических тканях. Полиэстер прочен, не мнется, легок в уходе, у таких тканей яркие цвета, разнообразная фактура,издали они выглядят очень нарядно. К тому же вложения денег будут сравнительно небольшими, а в случае порчи костюма (увы, они воспламеняются) убыток невелик. Если же вы претендуете на обслуживание корпоративов в солидных учреждениях, мероприятий в дорогих клубах и т.д., тогда, конечно, полиэстер будет выглядеть несолидно. Средний ценовой диапазон — смесовые ткани, самые дешевые и практичные — полиэстер с вискозой, далее — добавки хлопка и натурального шелка (это уже для дорогих костюмов не на один сезон). Но такую ткань надо пощупать-понюхать-помять, желательно и намочить, обязательно проверить прочность окраски и возможность химчистки. Натуральные ткани брать не советую — мнутся, сложны в шитье и уходе, но все зависит от клиентов, под индивидуальный заказ — почему нет?